Техническое содействие и экспорт технологий

English version

В настоящее время ГНИВЦ ведёт активную работу по цифровизации деятельности ФНС России и внедрению передовых технологий в целях эффективного налогового администрирования, что позволяет из года в год добиваться роста поступлений в бюджет государства.

В рамках обмена опытом ГНИВЦ оказывает иностранным налоговым администрациям техническое содействие в различных форматах: от проведения обучающих семинаров и тренингов для специалистов налоговых органов различных направлений администрирования, до непосредственного технического содействия в виде консультаций и реализации проектов по модернизации информационно-аналитических систем.

Техническое содействие может быть оказано по запросу иностранной налоговой администрации и, как правило, адаптировано с учётом потребностей иностранных коллег и уровня цифровой зрелости действующих информационных систем, а также задач, стоящих перед налоговой администрацией.

1. Консультирование по вопросам налогового администрирования

ГНИВЦ имеет обширный опыт внедрения различных цифровых решений в области налогового администрирования, что позволяет консультировать иностранные государства по вопросам реализации современных механизмов оказания услуг налогоплательщикам и подходов к налоговому контролю.

Комплексное обследование действующей системы налогового администрирования помогает определить направления для их усовершенствования в целях повышения собираемости налогов и упрощения исполнения налоговых обязанностей.

Направления:

  • Анализ нормативно-правового регулирования налоговой системы государства;
  • Анализ существующих бизнес-процессов по налоговому администрированию;
  • Консультационное сопровождение процессов внедрения и модернизации информационных систем, используемых в налоговом администрировании;
  • Консультационное сопровождение в части повышения эффективности взаимодействия с налогоплательщиками с целью упрощения исполнения налоговых обязательств.

Результаты:

Рекомендации по модернизации системы налогового администрирования.
2. Разработка и модернизация информационных систем налогового администрирования

Современное налоговое администрирование включает в себя множество информационных систем и технологий, которые позволяют собирать, обрабатывать и анализировать огромные объемы данных.

Обширный опыт технического содействия иностранным налоговым администрациям позволяет ГНИВЦ выходить за рамки стандартных и уже реализованных в Российской Федерации задач и следовать международным тенденциям в развитии информационных систем налогового администрирования.

Направления:

  • Технический аудит действующих информационных систем налогового администрирования и подготовка технических предложений по их модернизации;
  • Разработка или модернизация информационных систем налоговой администрации (например, личные кабинеты налогоплательщиков, мобильные приложения, аналитические платформы).

Результаты:

  • Предложения по результатам проведения технического аудита;
  • Внедрение в эксплуатацию разработанных/ модернизированных информационных систем.
3. Обследование ИТ-инфраструктуры налоговой администрации

ГНИВЦ оказывает услуги по проведению технического аудита существующих средств автоматизации бизнес-процессов налогового администрирования, в том числе имеющихся центров обработки данных, включая аудит информационных систем, информационно-аналитических систем, структуры и иерархической модели баз данных, ИТ-инфраструктуры, телекоммуникаций.

Направления:

  • Комплексный анализ процессов налогового администрирования с точки зрения используемой ИТ-инфраструктуры;
  • Аудит действующей архитектуры информационных систем, структуры и иерархической модели баз данных c точки зрения используемой ИТ-инфраструктуры и телекоммуникаций;
  • Аудит информационной безопасности;
  • Разработка концепции модернизации существующей ИТ-инфраструктуры.

Результаты:

Рекомендации по модернизации ИТ-инфраструктуры налоговой администрации.
4. Внедрение автоматизированной системы контроля уплаты налога на добавленную стоимость (АСК НДС)

АСК НДС – это программное обеспечение, которое обеспечивает автоматизацию перекрёстных проверок налоговых деклараций по НДС и электронных счетов-фактур.

Предпосылки для внедрения АСК НДС:

  • Невозможность ручного контроля за каждой операцией, облагаемой НДС;
  • Отсутствие централизованных данных для детального анализа цепочки финансово-хозяйственных операций между контрагентами;
  • Налоговая отчетность по НДС содержит только сводные показатели, что не позволяет определить корректность исчисления и уплаты НДС.

АСК НДС основана на риск-ориентированном подходе, который позволяет сформировать экспертное мнение о налогоплательщике на основании набора параметров и оценить вероятность совершения налогоплательщиком налогового правонарушения.

Алгоритм АСК НДС построен по принципу зеркальности отражения операций у покупателя и продавца в налоговой отчетности.

АСК НДС позволяет в режиме реального времени сопоставлять все операции контрагентов, выявлять налоговые разрывы по НДС, определять зоны налогового риска по непрозрачным операциям и информировать об этом пользователя.

Система позволяет автоматизировать налоговые процедуры и свести к минимуму влияние человеческого фактора при проведении проверок, что повышает эффективность налогового контроля.

Функциональные направления системы АСК НДС:

  1. Визуализация связей между налогоплательщиками: схема товарной деятельности налогоплательщиков на основании счетов-фактур с обогащением дополнительными данными.
  2. Выявление налогового разрыва и цепочек уклонения от уплаты НДС: поиск налогового разрыва на основании полученной налоговой отчетности и данных электронных счетов-фактур. Определение в автоматизированной режиме цепочек связей налогоплательщиков, использующих необоснованную налоговую выгоду, на основании настроенных критериев.
  3. Риск-анализ налогоплательщиков и налоговых деклараций: формирование комплексного мнения о налогоплательщике и прогнозирование факта совершения налогового нарушения.
  4. Дашборды с макроэкономическими показателями: оперативный контроль за НДС-оборотом в онлайн-режиме с возможностью детализации до хозяйствующего субъекта.
  5. Оценка эффективности работы налоговых органов: мониторинг эффективности работы налоговых органов с налоговым разрывом и схемными операциями.  

Этапы внедрения:

  • Обследование действующей модели налогового контроля уплаты НДС;
  • Подготовка рекомендаций по изменению нормативно-правовой базы;
  • Разработка системы;
  • Внедрение системы в опытную и промышленную эксплуатацию;
  • Сопровождение внедрённой системы (при необходимости).

Результаты внедрения:

Для налогового органа:

  • Выявление и пресечение деятельности недобросовестных налогоплательщиков;
  • Наличие точных данных о величине и стоимости товарооборота по регионам и отраслям;
  • Снижение трудовых и материальных затрат.

Для бизнеса:

  • Сокращение административной нагрузки;
  • Уменьшение количества проверок;
  • Создание комфортных условий для ведения бизнеса.

Для экономики:

  • Предупреждение о пресечение недобросовестной конкуренции;
  • Повышение прозрачности экономики за счет сокращения теневого сектора;
  • Поступление дополнительных налоговых доходов в бюджет.
5. Платформа администрирования НДС-Лайт

Упрощенная версия автоматического администрирования НДС, при которой необязательно применять систему электронных счетов-фактур.

Сведения обо всех транзакциях налогоплательщиков погружаются в состав налоговой отчетности по НДС в виде реестров счетов-фактур, что также позволяет соблюдать принцип зеркального сопоставления данных налогоплательщиков и выявлять налоговый разрыв так, как это реализовано в АСК НДС.

Платформа администрирования НДС-Лайт – это наиболее оптимальная реализация на небольшом количестве администрируемых налогоплательщиков. Налоговая отчётность направляется в налоговые органы либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через операторов электронного документооборота.

Функциональные направления Платформы администрирования НДС-Лайт являются аналогичными системе АСК НДС, однако дополнительно могут включать онлайн-сервис Личный кабинет налогоплательщика для сдачи отчетности по НДС.

Этапы и результаты внедрения являются аналогичными этапам и результатам внедрения АСК НДС.
6. Система «Онлайн-ККТ»

Автоматизированная система контроля применения контрольно-кассовой техники («Онлайн-ККТ») – единая система сбора, обработки и хранения первичных данных о всей розничной торговле в режиме реального времени.

Предпосылки для внедрения системы «Онлайн-ККТ»

  • Отсутствие полной информации о предмете и объеме розничной торговли;
  • Отсутствие аналитики в режиме реального времени о социально значимых секторах экономики;
  • Непрозрачность деятельности в сфере розничной торговли.

Система предназначена для автоматизированного контроля за применением контрольно-кассовой техники и соблюдением кассовой дисциплины налогоплательщиками.

Система в режиме реального времени обладает информацией о движении каждой единицы товара, определяет объекты налогового риска и информирует об этом пользователя.

Система «Онлайн-ККТ» - завершающий инструмент контроля движения товара от производителя до конечных потребителей.

Этапы реализации:

  1. Обследование.

  2. Поставка инфраструктуры ККТ (при необходимости):

    • Приёмный комплекс кассовых чеков (АИС ОФД);
    • Приёмный комплекс кассовых чеков налоговых органов (АИС ОФД НО);
    • Информационная платформа кассовых чеков налоговых органов (АИС ККТ);
    • Программное обеспечение фискальных модулей (физические устройства / облачные решения).
  3. Разработка системы и мобильного приложения.

  4. Внедрение системы в опытную и промышленную эксплуатацию.

  5. Сопровождение системы (при необходимости).

Результаты внедрения:

Для налогового органа:

  • Легализация розничной торговли и сферы услуг;
  • Выявление и пресечение деятельности недобросовестных налогоплательщиков;
  • Владение информацией в режиме реального времени о движении каждой единицы товара;
  • Контроль по всей цепочке движения товара – от производства (импорта) до потребителя.

Для бизнеса:

  • Сокращение административной нагрузки;
  • Инструмент гражданского (общественного) контроля;
  • Предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции.

Для экономики:

  • Повышение прозрачности экономики за счет сокращения «нелегального товарооборота»;
  • Получение объективной статистики на основе первичных данных;
  • Поступление дополнительных налоговых бюджетов.
7. Специальный налоговый режим для самозанятых

Основной задачей специального налогового режима является создание простого и удобного способа легального ведения коммерческой деятельности и уплаты налогов для «микропредпринимателей».

Всё взаимодействие между самозанятыми и налоговым органом происходит удаленно посредством использования мобильного приложения и личного кабинета. Самозанятому не нужно сдавать отчётность и покупать кассу – приложение само ведет учёт доходов, рассчитывает налог и формирует электронный чек.

Внедрение специального налогового режима для самозанятых и его цифровизация в России позволила вывести из тени большое количество мелких предпринимателей, которые смогли официально вести бизнес и уплачивать налоги.

Преимущества специального налогового режима:

  • Упрощенная регистрация и постановка на учет. Регистрация только в мобильном приложении;
  • Минимальные налоговые ставки. Отсутствие иных обязательных платежей;
  • Налоговый вычет при регистрации;
  • Легальная деятельность без регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Взаимодействие с любыми юридическими лицами, в том числе иностранными;
  • Удобный способ расчета с клиентами. Нет обязанности открывать расчетный счет. Можно использовать личную карту;
  • Привилегии, идентичные юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Получение грантов, участия в госзакупках, аренда госимущества, подтверждение дохода, получение визы и т.д.;
  • Нет деклараций и отчетов. Учет доходов ведется автоматически в мобильном приложении;
  • Формирование контрольных документов (чеков). Не надо покупать ККТ. Чек можно сформировать в мобильном приложении;
  • Автоматическая оплата налога через привязанную банковскую карту в мобильном приложении.

Функционал системы:

  • Регистрация и верификация ФЛ в качестве Самозанятых в режиме онлайн;
  • Личный кабинет Самозанятого (с отражением профиля самозанятого и возможностью принимать уведомления от налогового органа);
  • Формирование кассового чека продажи и передача данных в налоговые органы в режиме онлайн;
  • Автоматизированный расчет налоговой базы по данным кассовых чеков;
  • Возможность оплаты налога в режиме онлайн и функция автоплатежа;
  • Мобильное приложение налогоплательщика под операционные системы Android и iOS.

Этапы реализации:

  • Обследование;
  • Разработка системы (приёмный комплекс, обработка и хранение информации), мобильного приложения и личного кабинета для самозанятых;
  • Внедрение системы в опытную эксплуатацию;
  • Внедрение системы в промышленную эксплуатацию;
  • Сопровождение системы (при необходимости).

Результаты:

Для налогового органа:

  • Автоматизация процесса налогового администрирования малого бизнеса.

Для бизнеса:

  • Легализация профессиональной деятельности;
  • Простые и комфортные условия для ведения малого бизнеса;
  • Официальный статус самозанятого и использование льгот от государства.

Для экономики:

  • Повышение прозрачности экономики за счет обеления всех сфер деятельности;
  • Поступление дополнительных налоговых доходов в бюджет;
  • Информация в режиме реального времени о товарах и услуг, реализуемых малым бизнесом.
8. Автоматизированная система идентификации и риск-профилирования данных автоматического обмена финансовой информацией

Применение Общего стандарта отчетности (CRS) предусматривает ежегодный автоматический обмен данными о финансовых счетах в соответствии со статьей 2 Многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года, подписанное Российской Федерацией 12 мая 2016 года.

Система идентификации и риск-профилирования позволяет:

  • Автоматически идентифицировать получаемые данные посредством верификации с внутренними базами данных;
  • Выявлять неуплату налогов с иностранных доходов путем сопоставления с данными налоговых деклараций и формировать риски;
  • Обеспечивать наглядную визуализацию данных автоматического обмена для осуществления аналитической работы налоговыми органами;
  • Автоматизировать контрольные процедуры в части отработки рисков, мониторить процесс отработки рисков на всем жизненном цикле;
  • Информировать налогоплательщиков о выявленных рисках через личный кабинет для возможности самостоятельного декларирования.

Функциональные направления системы:

  1. Обработка данных: Извлечение и первичная обработка поступивших данных и подготовка к анализу. Ввиду различия в используемом языке (данные поступают в латинской транскрипции) осуществляется транслитерация и нормализация данных.  
  2. Автоматическая идентификация данных: Обработанные данные проходят одновременное сопоставление по всем внутренним источникам данных для поиска совпадений. Запись считается идентифицированной только в случае совпадения двух элементов исходной записи с внутренней базой данных (напр. ФИО и дата рождения).
  3. Модуль верификации: при невозможности однозначной автоматической идентификации записи, она попадает в модуль ручной верификации.
  4. Риск-профилирование: Расчет и визуализация рисков неуплаты налогов от источников за рубежом, рассчитанных на основе идентифицированных данных.
  5. Отработка выявленных рисков: Мониторинг эффективности работы налоговых органов с выявленными рисками. 

Этапы реализации:

  • Обследование.
  • Подготовка рекомендаций по изменению нормативно-правовой базы.
  • Разработка системы.
  • Внедрение системы в опытную и промышленную эксплуатацию.
  • Сопровождение внедрённой системы (при необходимости).

Результаты:

Для налогового органа:

  • Высокий уровень идентификации данных автоматического обмена;
  • Автоматическое выявление рисков незадекларированных иностранных доходов;
  • Эффективный процесс работы с данными и выявленными рисками;
  • Самостоятельное декларирование налогоплательщиками доходов от источников за рубежом в последующих периодах.

Для экономики:

  • Снижение вывода капитала за рубеж;
  • Поступление недополученных налоговых доходов в бюджет.